ГлавнаяАстрономияЗемля и астероиды

· Происхождение астероидов
· Земля и астероиды
· Пояс Койпера

Земля и астероиды

В 1932 году, когда в окрестностях земного шара были неожиданно обнаружены два астероида. Первый, названный Амуром (№ 1221), приблизился к Земле на расстояние 16,5 млн км. Второй - Аполлон (№ 1862) - пролетел в 1,5 раза ближе. А в некото рые годы расстояние между Аполлоном и нашей планетой сокращается до 3 млн км.

В 1936 году был открыт астероид Адонис (№ 2101). За несколько дней до того, как он был замечен на фотографической пластинке, незваный "небесный гость" пролетел около нас в 1,5 млн км. Но вскоре рекорд близости к Земле установил астероид Гермес. 30 октября 1937 года он вихрем промчался всего лишь в 800 тыс. км от нее! Астероид так быстро перемещался среди звезд, что сфотографировать его повторно не смогли, и он был утерян. Теперь Гермес может быть открыт вновь лишь случайно.

Не удивительно, что после ряда таких встреч многие стали относиться к астероидам с опасением. А что если подобный пришелец столкнется с Землей? Не погибнет ли в результате этого наша планета?

С мелкими осколками астероидов размером в десятки сантиметров и мельче Земля сталкивается постоянно, так как в окрестностях земной орбиты их число огромно. Во время стремительного полета в атмосфере они дробятся и испаряются. Лишь немногие из них выпадают на земную поверхность в виде камней-метеоритов. Первый засвидетельствованный случай столкновения с Землей крупного космического тела, известного под названием Тунгусского метеорита, произошел в 1908 году.

Когда небольшой астероид с космической скоростью врезается в Землю, вся его колоссальная энергия движения высвобождается в какие-то доли секунды и он разрушается в ужасающем взрыве. А на месте падения образуется кратер. В различных местах земной поверхности встречаются следы таких столкновений с астероидами.

Наибольший из хорошо сохранившихся метеоритных кратеров находится в Аризонской пустыне (США) на горном плато. Он имеет почти круглую форму диаметром около 1200 м и глубиной 175 м. В окрестностях этого кратера было обнаружено поселение погибшего индейского племени. Ученые убеждены, что причиной гибели индейцев послужило падение космического тела. Внутри и вокруг кратера найдены осколки никелистого железа, характерного для состава железных метеоритов. По оценкам специалистов железно-никелевый астероид, столкнувшийся в этом месте с Землей, имел диаметр около 60 м и массу более 1 млн т. В момент удара о земную поверхность его скорость составляла 20 км/с. Нетрудно рассчитать, что энергия взрыва должна была достичь 10-20 мегатонн, то есть была эквивалентна взрыву 10-20 млн т тринитротолуола.

Следы гигантского 100-километрового кратера обнаружили ленинградские геологи на Таймыре, там, где река Попигай образует излучину недалеко от устья. Интересно, что Черное море, а также Охотское и Берингово тоже представляют собой сильно изменившиеся и "зарубцевавшиеся" кратеры, образовавшиеся в результате падений на Землю в древнейшие времена самых настоящих малых планет-астероидов. Всего же в пределах нашей страны обнаружено около 30 гигантских кольцевых структур, имеющих ударное происхождение.

Как видим, встречи и столкновения астероидов с Землей в прошлом происходили неоднократно, и вполне понятно, что они не исключены как в настоящее время, так и в будущем. Словом, в любой день и час с нашей планетой на одном из космических перекрестков может неожиданно повстречаться опасный "небесный гость" в образе астероида или кометы. А таких гостей, пролетающих вблизи Земли, уже известно более 2 тыс. Поперечник самого крупного, Ганимеда (№ 1036), достигает 41 км. Подальше бы от такого опасного соседа! Но закон всемирного тяготения действует неумолимо: чему быть, того не миновать!

Примерно 65 млн лет назад, в конце мезозойской эры, на нашей планете произошло нечто труднообъяснимое: внезапно на суше и в Мировом океане погибла добрая половина всего живого, в том числе все динозавры, летающие ящеры и другие представите ли тогдашней фауны. Для объяснения этого небывалого мора были предложены различные гипотезы: наступление нового ледникового периода, взрыв в окрестностях Солнечной системы сверхновой звезды, вызвавшей облучение земной биосферы интенсивным потоком губительных рентгеновских лучей, и тому подобное. Общее в этих гипотезах было одно: причину гибели динозавров на границе мелового и третичного периодов следует искать в каком-то необычном происшествии.

В 1980 году американские исследователи из Калифорнийского университета связали это событие с падением на Землю 10-километрового астероида. Поводом для такого предположения послужило то, что в слое глины, относящемся к периоду повального вымирания рептилий, было обнаружено повышенное содержание иридия - химического элемента, относящегося к платиновым металлам. Причем иридиевая аномалия носила глобальный характер: иридий был найден в отложениях, соответствующих эпохе описанной катастрофы, в различных местах земного шара. Земная кора бедна иридием. Поэтому повсеместное обогащение этим металлом тонкого слоя осадочных пород означает его привнес извне, то есть из космоса.

Итак, эпоха динозавров на Земле закончилась 65 млн лет назад, когда один из астероидов "земной" группы упал вблизи нынешней Мексики и Кубы. От чудовищного взрыва в атмосферу взметнулись тучи пыли и масса обломков. По всей Земле вспыхнули пожары. Это не могло не привести к резкому ослаблению солнечного излучения. Свет померк, день надолго перестал отличаться от ночи. Температура сильно понизилась - повсюду началась "ударная зима". Фотосинтез прекратился, и вместе с гибелью растений погибли питавшиеся ими динозавры. Практически погибли все крупные позвоночные. Мелкие млекопитающие смогли выжить, вероятно, потому, что прятались в норах. Следовательно, все млекопитающие, живущие ныне на Земле, являются далекими потомками тех маленьких животных, которым удалось спастись в этой жуткой катастрофе. Но не случись ее и уцелей динозавры, кто знает, по какому руслу пошло бы дальнейшее развитие жизни? Вряд ли при беспредельном господстве гигантских ящеров на Земле смог бы появиться человек.

Вселенская катастрофа, о которой мы рассказали, была далеко не единственной в истории нашей планеты. На цветных космических фотографиях, выполненных в косом солнечном освещении, прослеживаются крупные ударные кольцевые структуры, получившие название астроблем, или "звездных ран". Число известных астроблем на земном шаре достигло 230.

Таким образом, за свою долгую геологическую историю Земля приняла на себя множество ударов малых небесных тел - астероидов и кометных ядер. Такие столкновения угрожают нашей планете и в настоящее время и будут угрожать в будущем, а человечество подвергается риску разделить судьбу динозавров. На большой шкале времени опасность возрастает с каждым годом и становится реальной.

Люди осознали наконец грозящую им из космоса опасность. Таким поворотным событием, привлекшим внимание видных ученых и мировой общественности к проблеме астероидно-кометной опасности, явилось прохождение вблизи Земли 300-метрового астероида Асклепий (№ 4581). 23 марта 1989 года он пересек орбиту Земли в точке, где наша планета была всего лишь 6 часов назад. И если бы этот астероид, летевший наперерез с космической скоростью, столкнулся с Землей, то произошел бы взрыв, равный по силе одновременному взрыву 1-2 тыс. мегатонных водородных бомб! Самое ужасное: астероид был замечен только во время его удаления от Земли...

Количество астероидов, сближающихся с Землей, резко возрастает с уменьшением их размеров.

Особенно тревожит, что на каждый известный нам астероид, сближающийся с Землей, приходится не менее тысячи космических тел, о которых мы не знаем решительно ничего. А это значит, что в любой день и час нас, землян, может постигнуть неотвратимое бедствие. Тела, подобные Тунгусскому, размером в сотню метров, могут вызвать локальную (местную) катастрофу. Столкновения же с более крупными космическими телами, такими как астероиды Икар, Тоутатис и Эрос, грозят человечеству глобальным опустошением и даже полным уничтожением земной цивилизации. Поэтому ученые из разных стран договорились о создании постоянно действующей системы обнаружения и наблюдений за потенциально опасными астероидами.

В крайнем случае астероид, движущийся наперерез Земле, может быть разрушен средствами современной ракетно-лазерной космической техники.